first
  
last
 
 
start
stop

Яндекс.Погода

ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК "Вся Сызрань"

Райские птицы и лики святых: Сызранские иконописцы возрождают старинные традиции

Старообрядцы сохранили связь с византийской школой, что заметно как раз в сызранских иконах. Их отличает сдержанность в красках и внутренняя глубина.

Вознесенский мужской монастырь в Сызрани — старейший в Самарской области. Основан он был еще в конце XVII века. В последнее время в монастыре появились чудесные иконы и росписи, созданные современными сызранскими мастерами — супругами Пятковыми, Натальей и Юрием. Сейчас они работают над росписью стен в монастырской трапезной.

В традициях старообрядчества

Как и в живописи, в русской иконописи есть разные стили и направления. Сызранская школа, возникшая во второй половине XVIII века и продолжавшая традиции мастеров-старообрядцев, — одна из самых удивительных. Известно, что в XIX веке в русской иконе доминировал живописный, академический стиль изображения. Старообрядцы же сохранили связь с византийской школой, что заметно как раз в сызранских иконах. Их отличает сдержанность в красках и внутренняя глубина. Но при этом — тонкая проработка деталей, что не было свойственно канонической византийской иконописи.

Самый известный представитель этой школы — Александр Архипович Бочкарев, уроженец Сызрани, родившийся в 1866 году. Он вырос в семье потомственных иконописцев-старообрядцев. В работе использовал темперную технику и кипарисовые ковчежные доски. Его иконы, выполненные в греческом стиле, отличались свежестью красок и одухотворенностью ликов святых, мягкими цветами, плавными переходами от света к тени. А его изюминкой был белый фон, на котором написаны лики святых.

Своим творчеством Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. В 1896 году на Новгородской выставке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. После революции судьба сызранского иконописца сложилась непросто. В 1929 году он был арестован, а в 1932 году сослан на поселение под Архангельск. Два года спустя мастер скончался.

Его иконы изымались из храмов, ими выстилали полы в конюшнях. Конечно, многие из бочкаревских работ к сегодняшнему времени утрачены. Но несколько икон знаменитого сызранского мастера есть в фонде местного краеведческого музея и в частных коллекциях. Есть они и в молитвенном доме местной старообрядческой общины — эти иконы, правда, укрыты от постороннего взгляда.

Душа икон

В наше время традиции Бочкарева и других мастеров сызранской школы иконописи продолжают выпускники художественного училища в городе Холуй Ивановской области Наталья и Юрий Пятковы.

Чтобы приглушить яркость красок, Бочкарев добавлял в них охру. Так же поступают Наталья и Юрий, добиваясь того, чтобы в их работах были и сдержанность, и благородство, и жизнь духа.

«Первым нас благословил на создание икон для храмов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, — рассказывает Юрий Пятков. — Было это в 1991 году в Москве, на выставке в Доме дружбы народов, для которой мы подготовили пять или шесть икон».

С тех пор многие православные храмы были украшены иконами, созданными Пятковыми. Эти мастера расписывали, к примеру, Казанский собор в Сызрани, храмы в Шигонах и Кустанае.

Некоторые иконы сызранских мастеров в свое время были преподнесены в дар патриарху Алексию II, Президенту России Владимиру Путину. Одна из работ есть в коллекции Дома Романовых.

А вот их последние творения — лики святых на монастырских стенах в Сызрани... Смотришь на них и чувствуешь покой и умиротворение. Гармоничные цвета, одухотворенные лица, тщательно прорисованные мягкие складки одежд. Между образами — затейливый орнамент с вьющимися растениями, цветами и райскими птицами. Это уже придумка самих сызранских мастеров. И она гармонично сочетается с ликами святых.

«Смотришь порой на некоторые современные иконы, — говорит Юрий, — и видишь, что они пустые. В иконе должна быть душа. Наверное, передается она, прежде всего, через глаза. Берешь такие иконы — от них будто бы тепло идет. Вот и мы хотим, чтобы от наших икон шло тепло...»

«Первым нас благословил на создание икон для храмов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, — рассказывает Юрий Пятков. — Было это в 1991 году в Москве, на выставке в Доме дружбы народов»

Наталья ПЯТКОВА, иконописец:

— Я увлеклась этим направлением в 1990 году, когда впервые увидела иконы Александра Архиповича Бочкарева. И тогда я поняла, что это особое письмо. Мягкие цвета, сдержанность в колорите, гармония, плавный переход от тени к свету... У него нет резких границ. Бочкарев мне ближе всех других иконописцев.

Автор: Вадим КАРАСЕВ, фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ, «Волжская коммуна»

www.ktv-ray.ru

Joomla SEO powered by JoomSEF
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop

first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop
first
  
last
 
 
start
stop